Наши контакты
Telegram
Mail
Phone
WhatsApp

Регистрационные знаки СССР

В данном разделе представлены номерные знаки, которые использовались
с 1946 по 1993 годы.
Немного истории о советских автомобильных номерах
......В СССР первая попытка упорядочивания автомобильных номеров была предпринята 13 июня 1920 года. В этот день был опубликован декрет «О номерных знаках», регламентировавший установку переднего номерного знака на левом крыле автомобиля, а задний — на кузове или особой стойке не выше аршина (71 см) от земли.
......Спустя семь лет были введены в действие «Правила всесоюзного учёта автомобилей и мотоциклов», в которых были четко прописаны размеры знака, его форма, цвет, высота и толщина цифр и символов. Впоследствии форматы и внешний вид номеров неоднократно менялись.
.....Ниже представлен список ГОСТов на регистрационные номерные знаки, действовавших в СССР за всю историю его существования:
  • ГОСТ 3207–36 ГОСТ 3207–46 — «Знаки номерные для автомобилей, тягачей, транспортных тракторов, прицепов и мотоциклов. Технические условия»
  • ГОСТ 3207–58 — Знаки номерные для дорожных транспортных машин"
  • ГОСТ 3207–65 — «Знаки номерные для транспортных средств и тракторов»
  • ГОСТ 3207–77- «Знаки номерные для транспортных средств. Типы и основные размеры. Расположение. Технические требования»

Кадр из кинофильма "Берегись автомобиля" 1966 г.

История советских автомобильных номеров охватывает длительный период развития автомобильной культуры Советского Союза. Рассмотрим её поэтапно:
Первые советские автомобильные номера

Первые государственные регистрационные знаки появились ещё в дореволюционной России, однако после Октябрьской революции 1917 года автомобильная промышленность находилась в зачаточном состоянии. Только в конце 1920-х годов советское правительство начало вводить единую систему регистрации транспортных средств.

1931–1936 годы: первые официальные советские номерные знаки имели простой дизайн — прямоугольник с чёрными символами на белом фоне. Номер состоял из двух букв и трёх цифр, обозначавших регион и уникальный код автомобиля соответственно. Эти буквы соответствовали регионам СССР и были удобочитаемы даже издалека.

Изменение формата номеров

1936–1946 годы: в этот период произошла первая модернизация системы. Теперь знак стал иметь две строки: сверху — серия (буква), снизу — три цифры. Это облегчило идентификацию автомобилей и позволило лучше организовать дорожное движение.

1946–1958 годы: очередной этап реформирования привёл к появлению нового формата знаков: буква перед цифрами сменилась двумя группами цифр, каждая из которых имела свою региональную принадлежность. Такой подход повысил точность идентификации транспорта.

▌ Появление новых стандартов

1958–1980-е годы: советский автопарк расширялся, автомобили становились доступнее гражданам, что потребовало дальнейшего совершенствования системы нумерации. В этот период была введена новая форма знака: квадратная пластинка с белыми знаками на черном фоне. Эта система просуществовала почти десятилетие, пока в середине 1970-х годов не появился новый стандарт, который предполагал вертикальное расположение символов и цвета фона (чёрные символы на жёлтом).

Эти изменения позволили адаптироваться к увеличивающемуся количеству автомобилей и развитию дорожной инфраструктуры.


▌ Заключение советского периода

К концу существования СССР появилась необходимость модернизации форматов номеров. Однако процесс реорганизации начался уже в постсоветские времена, в связи с распадом страны и появлением независимых государств, каждое из которых стало формировать собственную систему регистрации автотранспорта.

Таким образом, история советских автомобильных номеров отражает развитие автомобильного дела в стране, демонстрируя постепенное усложнение и адаптацию системы к новым условиям жизни общества.